PDA

Просмотр полной версии : Щелкунчик от Кончаловского


Vicont
06.01.2011, 00:37
Анастасия Белокурова
ОРЕШЕК БРЕДА ТВЁРД

"Щелкунчик и Крысиный Король 3D" (The Nutcracker in 3D, 2010, Великобритания, Венгрия, режиссер — Андрей Кончаловский, в ролях — Эль Фаннинг, Аарон Майкл Дрозин, Юлия Высоцкая, Натан Лейн, Ричард Э. Грант, Питер Эллиотт, Джон Туртурро, Чарли Роу, Фрэнсис Де Ла Тур, Ширли Хендерсон).



"Самое дикое в этом фильме — вера его авторов в то, что дети и их родители в канун Рождества мечтают именно о мультипликационной версии холокоста"

Дж. Хоберман (The Village Voice) о фильме "Щелкунчик и Крысиный Король" Андрея Кончаловского.



Цитата из западной прессы, ставшая эпиграфом к этой статье, облетела интернет задолго до дня, когда критиков пригласили на показ нового творения Андрея Кончаловского. И, как показал просмотр, оказалась настолько точной, что все последующие строки будут лишь комментарием к этой простой ёмкой фразе. Последние годы неизменной прелюдией к новогодним и рождественским праздникам для большинства нас служила реклама Кока-колы с Санта-Клаусом и волшебной "музыкой сфер". Когда стало известно, что в первый день Нового года на экраны страны выйдет история, известная нам не только по литературному оригиналу, но и до сих пор не сходящему со сцены популярнейшему балету Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского, мир затаил дыхание в ожидании чуда.

Старая сказка Гофмана "Щелкунчик" — безупречный пример романтичной готики. Её можно сравнить со стеклянным шаром, в котором медленно падает снег. Нежная мрачность этой истории уводит в мир фантазий и первой подростковой любви серпантиновыми дорожками хрустальной ясности. В ней до сих пор возможно ощутить подлинное волшебство — именно таким многим казался в детстве Новый год. Это ли не заманчивый повод перенести всю эту мандариново-марципановую элегию на экран, озвучив её той же бессмертной музыкой в аранжировках Эдуарда Артемьева?

Но мы живем в мире, где коммерция давно заменяет людям здравый смысл. Чтобы привлечь в кинотеатры публику разных лет, было задумано изменить возраст главных героев — сделать их маленькими детьми, но при этом наделить способностью выражать свои нехитрые мысли подростковым сленгом. Чтобы и тинэйджеры чувствовали себя в кинозале комфортно, узнавая в персонажах самих себя. Для взрослой аудитории подброшена парочка шуток про доктора Фрейда и теорию относительности, и самое главное — аллюзия на Холокост.

В начале прошлого века в славном городе Вене живет зажиточная семья — малохольный отец, мать-певица и пара малолетних детей — Мэри и Макс. Накануне Рождества к ним в гости приходит дядя Альберт — за фигурой подчёркнуто выраженного еврея с манерой речи в стиле Бубы Касторского мы угадываем самого Эйнштейна. Он дарит ребятишкам роскошный кукольный дом и деревянную игрушку, похожую на недоделанного Пиноккио. Созданный, безусловно, на радость людям, мальчик-кукла Щелкунчик не только ловко раскалывает орешки, но и обладает умением оживать по ночам. И болтать как современный подросток — наглым тоном деревянный уродец требует, чтобы к нему обращались не иначе как "NC". Гофман пришёл бы в ужас от этого странного гибрида рэп-культуры и карабасовского кукольного балагана.

Заворожённая общением с диковинным человечком Мэри обнаруживает, что и сама стала ростом с небольшую игрушку — сработала песенка дяди, мол, всё в нашем мире относительно. И вот новоявленный друг берёт девочку за руку и ведёт её навстречу удивительным приключениям. Ведь Щелкунчик — не кто иной, как заколдованный принц, чей город захватили мерзкие крысы и установили там "новый мировой порядок". Момент оккупации решён с намёком на "Войну миров" Спилберга. Цивилизованное общество оказалось в тисках тоталитарной машины. Люди днём и ночью вкалывают на рудниках, а детские игрушки сжигаются в специальных крематориях. Мэри решает помочь другу вернуть утраченную власть, и в компании оживших кукол — рыжего клоуна, барабанщика-негритёнка и пожилого шимпанзе в костюмчике — вступает в схватку с Крысиным Королем и его престарелой мамашей.

Эйнштейн и Фрейд в одночасье меркнут перед чудовищной визуализацией гофмановских фантазий. Крысиный Король загримирован под Гитлера, говорит голосом Киркорова (певец озвучил героя не только в музыкальных номерах), а его сподручные грызуны выряжены в стилизованные нацистские шинели и каски. Эстетика стимпанка вгрызается в рождественские мотивы похлеще самых острых зубов многочисленной серой братии. С каждой минутой экранного времени дикость набирает обороты. Для примера представьте себе новую экранизацию истории Джекила и Хайда, в которой добрый доктор периодически превращается в лидера нацистов, — абсурд налицо.

Но самое страшное в восприятии этой ленты — это песни, находящиеся, мягко говоря, за пределами добра и зла. За такое отношение к Чайковскому необходимо вводить жёсткие карательные меры, он-то в чём виноват? Маленькая Эль Фаннинг, играющая Мэри, — единственно приятное существо на экране. Скорей всего, потому, что в силу возраста искренне верит происходящему. Но и её присутствие не спасает зрителей от крысиного яда, изливаемого на них щедрой авторской рукой. К примеру, современная халтура под названием 3D — объёмное изображение — оправдано лишь в паре-тройке сцен. В остальных случаях вызывает откровенную головную боль. А контраст между ёлочным великолепием снежных чудес и стимпанковскими крысиными бегами слишком режет глаз для доброй рождественской сказки.

Сложно назвать фильм последних лет, который повергал бы зрителя в эмоциональный коллапс такой бездонной глубины. Если бы это преступление против мировой культуры оказалось перформансом радикального художника, ненавидящего публику и решившего устроить ей свой личный маленький холокост, — в этом был бы стиль, точечный удар по тем, кто не оценил как должно предыдущие творения мастера. И возможно, вызвал бы уважение.

Но пресс-конференция с режиссером доказала обратное. Кончаловский долго и, похоже, совершенно искренне говорил о том, что хотел снять семейное кино на стыке Гофмана и Чайковского. Кино, способное пережить не одно поколение детей. Ссылался на свои ориентиры, мило вспоминал, как, будучи малышом, смотрел в 1946 году черно-белую версию "Бэмби". Упоминал "Мэри Поппинс", "Волшебника из страны Оз" и "Короля Льва". Не сказал только об одном. По воле рока так случилось, иль это нрав у нас таков, но "Щелкунчик" получился реальным антиподом вышеперечисленных фильмов, и ему вряд ли светит когда-нибудь встать с ними в один ряд. Разве что на полке совсем уже рёхнутого синефила.

90 млн. долларов бюджета, выданные режиссёру одним из российских банков и потраченные целиком за границей… сумма более чем внушительная. Особенно, если вспомнить, что на другой "гигантский колосс" российского кинопроизводства под названием "Утомлённые солнцем-2" было ухлопано 30 миллионов евро. Но на фоне "Щелкунчика" "великое кино о великой войне" выглядит примером просто безукоризненного художественного вкуса. А "Обитаемый остров" Фёдора Бондарчука — страшно подумать — оплотом здравого смысла и визуального благополучия. Так что "снять праздничную светлую картину для всех" режиссёру оказалось "не по зубам" — чересчур много внутренних демонов выпущено на волю. Орешек оказался слишком твёрд. Гораздо безопаснее не выходить за рамки телевизионных программ и спокойно вкушать кулинарные шедевры своей жены в безобидной передаче "Едите дома". zavtra.ru

Framboise
24.01.2011, 12:58
В США сегодня официально объявят номинантов на премию «Золотая малина»

В США сегодня официально объявят номинантов на премию «Золотая малина» — эта награда отмечает худшие киноработы года.

Антипремию на этот раз может получить российский фильм – номинантов объявят только сегодня, однако, по данным американских СМИ, в числе претендентов фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и крысиный король».

В этом году у «Золотой малины» появится новая номинация – «Вырви глаз 3D». Под нее и попадает картина российского режиссера. Пресса напоминает, что лента с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов провалилась в Северной Америке – фильм даже сняли с проката после плохих кассовых сборов и критических отзывов. Всего же у «Золотой малины» несколько номинаций. Все только худшее — актерская работа, сценарий, режиссура, кинопесня и, наконец, фильм. Премию придумали в США в 80м году. Ее победителей традиционно называют за день до объявления лауреатов «Оскара».

Церемония вручения премии Оскар пройдет 27-го февраля.

news.mail.ru

З.Ы. УЖАСНЫЙ ФИЛЬМ! В НЕМ ВСЕ - УЖАСНОЕ!

Irinka
24.01.2011, 23:03
Позвольте присоединиться к обсуждению :hello:.
Отпало желание на просмотр этого "шедевра" после первой же рекламы. Но разведав обстановку, расспросив широкий круг уже просмотревших фильм, все-таки в последний день проката я побрела в кинотеатр отдавать свои кровные с надеждой, что, вдруг, не все так плохо, как показалось сначала, да и ужасно хотелось посмотреть на технологию 3D (отстала немного от жизни :)). Правило первого впечатления сработало! Кроме музыки в фильме не понравилось НИЧЕГО! Смешение не сочетаемых друг с другом жанров привела в ужас. Чего только стоят крысы в нацистской форме с реактивными крыльями, да эти чудовища крысопсы. Так испортить красивую детскую сказку надо было очень постараться.
Да и 3D подкачал. от расплывчатого изображения только заболели глаза.
Напрашивается вывод - либо наши режиссеры в глубоком творческом кризисе, либо - фильмы снимаются по принципу - чему хуже, тем лучше.

P.S. Что самое смешное - фильм досматривала в гордом одиночестве. Влюбленная парочка не выдержала и ушла. Не интересно, видимо, было жевать поп-корн под енто "произведение искусства".

ольга
29.01.2011, 02:24
О фильме Щелкунчик и Крысиный Король: очень жаль потраченного времени.Фильм редкий образчик дурновкусия.Фильм удручающе скучен. От провала фильм не спасла даже музыка Чайковского.Взрослым фильм не интересен а детям его показывать просто опасно . Если взрослый зритель либо заснет либо уйдет то ребенок может просто испугаться того что демонстрирует в фильме господин Кончаловский.

ольга
29.01.2011, 13:45
Хотелось бы еще раз вернуться к обсуждению фильма Щелкунчик: если среди уважаемых участников форума есть детский психолог или педагог то очень хотелось бы узнать их мнение по поводу фильма

Wildcat
10.06.2011, 13:07
Я, конечно, не детский психолог и не педагог. Так, мнение с запозданием.

Мне кажется в этом фильме воплотился ужас еврейского народа перед фашизмом: марширующие колонны нелюдей, сожжение символов невинного детства - игрушек (в подтексте явно проглядывают крематории). Сюда же напиханы идеи фрейдизма: одна мама-крыса чего стОит.

И тут же придурковатый, картавящий "дядюшка Альберт" и, зачем-то уж совсем ни к селу ни к городу - Никола Тесла.

И все это слеплено как придется, этакий китч с претензией "а ля Голливуд". В общем, приехали. Показывать такое детям можно лишь в том случае, если вы поскорее хотите сделать из них моральных уродцев.

Бедный старина Гофман. :sad:

Wildcat
29.01.2012, 10:55
Недавно, в новогодне-рождественские дни, снова подняли эту тему. И выяснилось вдруг, что фильм очень даже ничего, а то, что многим не понравился - так они сами дураки, не понимают текстов и подтекстов.
А режиссер-то как гениален! Так тонко все организовал, что толпа придурков стала хаять и лаять, раз и навсегда доказав миру свою слепоту и недалекость. И лишь немногие ценители, способные ориентироваться в смысловых пластах и подтекстах, поняли, приняли и теперь апплодируют стоя.

Люди, убейте меня, я не понимаю, зачем нужно доказывать неординарность своего мышления и тонкость вкуса, хваля откровенно бездарную вещь, будь то фильм, книга или платье.

aalekss83
30.10.2012, 19:13
Ходил на фильм с другом, такой бред а ж ужас

Ounce
22.04.2014, 00:01
Кончаловский взял великий шедевр Гофмана и сделал свой великий фуфел. Прежде всего, какое он право имел заменять гофмановских мышей на крыс? Он чем то мне напоминает нищего из сказки Марка Твена, который взял королевскую печать и начал ей колоть орехи. Не знавши броду, не суйся в воду! У Гофмана в сказке все было продумано до мелочей. Должно быть именно mouses, а не rat. Rat тут вообще ни при делах! Почему, да потому что, убрав лишь одну буквочку из MOUSES мы получим MOSES - Моисей! И потом мыши в нацистской форме форме готовят Холокост. Чуть уточню гофмановскую мысль, если позволите. Мыши в сиононацистской форме готовят Холокост для гоев. Идите по ссылке:

_http://www.my-works.org/text_117893.html

СЛАУ
29.04.2014, 16:09
Ounce, предупреждение за активную гиперссылку. Ссылки должны быть битыми.