PDA

Просмотр полной версии : В поисках Мары


kompletion
30.07.2010, 21:38
В поисках Мары



Всё началось с прочтения работ Чудинова В. А. Конечно, сам его метод очень спорный и граничит с субъективной экстрасенсорикой, но дело не в этом, а в том, что я заразился поисками следов древних культур и особенно следами проторусской культуры, которая больше известна, как арийская культура. Тех древних ариев, которые обнаруживаются в Индии и в Европе. Что это за культура вы можете познакомиться, хотя бы вот, на сайте Тюняева А. А. (http://druidgor.narod.ru/index.html) В общем эзотерика, связанная с северной традицией.

Так получилось, что волею судеб, занесло меня на житие в славный город Сплит. Поселился я в очень живописном районе города, на склоне горы Марьян.


281
Фото 1. Сплит и гора Марьян с птичьего полёта.

Пленён я был местными красотами, тёплым чистым морем, какой-то камерной, с великой любовью, обустроенностью и доброжелательностью к русским. Последнее, для европейских стран как-то не очень характерно.

Постепенно обжился, осмотрелся. История тут прямо бьёт в глаза. От самых древних времён и до ближайших эпох перемен. А тут ещё Чудинов, со своими петроглифами…. И я начал искать. И в интернете, и вокруг дома – на горе. Хотя бы что-нибудь древнее и интересное.



282
Фото 2. Гора Марьян. Вид с набережной Сплита.

Оказалось, что название горы к деве Марии, в общем-то, отношения не имеет. Римляне называли гору – Marulianus, вроде как в честь какого-то местного правителя Марунуса. Мне же нравится вариант восхождения названия Марьян к древней богине - Маре

В европейской мифологии Мара – страшная бабка с косой, в русской мифологии – дева.

У индусов – мужского пола, демон. Но во всех традициях Мара заведует тёмной стороной бытия.


279
Фото 4. Образ Мары в индийской традиции. Скульптура.


278
Фото 5. Образ Мары в индийской традиции. Живопись.



280
Фото. 6. Образ Мары (якобы) в русской мифологической знаковой системе.

Причём в русской традиции Мара, не просто, связана со смертью и всякими мороками и заморочками, а ещё и с некой идеей смены поколений, устареванием, преемственностью, освобождением места старым и отжившим, для нового и молодого.

Ещё один смысловой «куст» основы «мр» связан с морем. Возможно и Мара была связана с опасностью и гибелью исходящей от моря. А здесь, в Сплите - море и очень древние морские традиции.

Ни у римлян, ни у греков, оставивших след в истории Сплита, в пантеоне богов, Мары вроде не было. Возможно, это имя из более древних времён. Времён иллирийцев, кельтов и этрусков. Вот следы древней Мары, символы её какие-нибудь, знаки на камнях, я и хотел отыскать.

История гласит, что на западном окончании горы был храм Дианы и раньше к нему вела дорога от самого дворца Диоклетиана, который является главной исторической и культурной доминантой на набережной Сплита.

kompletion
30.07.2010, 22:41
283
Фото 7. Храм св. Юрия (св. Георгий) бывший храм Дианы. на самом краю Марьян. Не впечатлил, простой каменный домик.

284
Фото 8. Храм св. Юрия (св. Георгий) бывший храм Дианы.

Надо сказать, что суть богини Дианы очень даже перекликается с образом Мары. Может быть это Мара и есть, в интерпретации римлян. Вот, что про неё пишут:

«Диана (Diana) · богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия - "богиня трех дорог" (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти Дианы: на небе, на земле и под землей» (http://www.greekroman.ru/rome/diana.htm)

Подземный мир и трилистник (три дороги), важные указатели на Мару.



Вообще, надо сказать, что хорваты находятся под строгим наблюдением Римской Католической Церкви, которая всяческие напоминания о язычестве не очень приветствует. На всех местах древних святилищ теперь христианские храмы. На горе пять сохранившихся средневековых церквей, самая старая из которых построена в 9 веке (церковь Св.Юрия) как раз на месте древнего храма Дианы. На Марьяне акже много скитов и отшельнических убежищ.

285
Фото 9. Церковь Св. Николы 1219 г.

Надо сказать, что гора Марьян ещё в пятидесятые годы переведена в парковую зону и сельхоз деятельность на ней запрещена. А до этого все склоны были обустроены террасами, на которых выращивали маслины и виноград. Почва здесь – какая-то древняя вулканическая порода, сильно потрескавшиеся скалы, которые крошатся в щебёнку, но всё равно очень плодородная. Теперь вся гора покрыта лесом из пихт, ёлок, кипарисов, древних маслиновых деревьев и местной разновидностью дуба - крастом. Террасы со временем живописно разрушаются.

286
Фото 10. Террасы на южном склоне.

kompletion
30.07.2010, 22:56
Тропинки по всей горе используются уже тысячелетиями. Обустроены, заботливо ступеньками и бордюрами. По такой вот тропинке и начинаю я восхождение, прямо от дома. И тут же натыкаюсь на очень даже необыкновенный артефакт. Скорее всего, конечно природного происхождения, но хочется, всё же, верить во всякие чудеса. В инопланетян, в знания предками каких-то чудесных технологий и прочее такое. В общем, артефакт этот представляет собой необыкновенно ровную (базальтовую наверное) плиту. Под наклоном в 45 градусов, больше 100 метров в длину и около 8 метров в высоту. Тропинка идёт прямо у этой стены. Фотографирую стену в разных ракурсах. Рассматриваю её до рези в глазах, но никаких следов в виде рисунков и знаков не нахожу. А место, казалось бы очень удобное и приметное.

288
Фото 11. Открытая от поросли часть стены.



289
Фото 12. Стена во всю длину.

Двигаюсь по тропинке вверх, и выхожу на главную пешеходную дорогу. Очень живописную, опоясывающую гору, практически посредине её высоты. На этом терренкуре построено несколько смотровых площадок, в самых живописных местах. Вообще смотровые площадки есть по всей горе. Так же, как и скамейки, и питьевые фонтанчики. Естественных источников воды на горе нет, и вся вода на гору подаётся из города. Летом, когда жара, на горе возникает очень пожароопасная обстановка и для большей безопасности по всей горе расставлены пожарные краны.

Возле старенькой церкви св. Николы, на бордюрчике, какой-то ребёнок, играя, соорудил своеобразный алтарь. Думаю, что вот так вот и выглядели древние, самые первые алтари.

290
Фото 13. Детский алтарь.

Поднимаюсь ещё немного и выхожу на старую римскую дорогу. Которая, видимо и ведёт к самому пику на горе. Место это называется Телегрин и там оборудована прекрасная смотровая площадка.

291
Фото 14. Старая римская дорога на самый верх Марьяна.

Иду и внимательно вглядываюсь в скальные выходы вдоль дороги. Но ничего похожего на петроглифы не замечаю.

Вот и первая вершина, самая низкая. Гора вытянута на несколько километров и имеет, как бы три вершины. Вот на первой находится зоопарк, современный памятник, работы известного скульптора Мештровича, и поилка, живописно обустроенная.

kompletion
30.07.2010, 23:07
292
Фото 15. Памятник и поилка.

Продолжаю движение вверх. Впереди знаменитая прямая белокаменная лестница в 314 ступеней.



293
Фото 16. Лестница к Телегрину.

Замечаю, что слева, склон, состоящий из хаотических скальных выходов, искусственно сглажен. Сколоты наиболее крупные скальные выступы. Возможно, это относительно современные дела, а может и с древним каким-то умыслом. Кстати, рассматривая верх горы в режиме почти максимального приближения, в спутниковой съёмке (смотреть в «карты» Googl) видно что верхушка обустроена так, что отчётливо видна стрела. Это уже настоящий геоглиф. Только вот случайно он получился или, так и было задумано, не известно.

Перед самым Телегрином, в конце лестницы фотографирую плоский камень, со старой поверхностью. Мерещатся там какие-то письмена.

297
Фото 17. Камень у лестницы.



295
Фото 18. Вид на Телегрин снизу.

Теперь тут смотровая площадка – храм хорватского патриотизма. На всякий случай снимаю камни в основании стен.

294
Фото 19. Камни в основании стены.

Сверху, открываются потрясающие виды во все стороны. Место это, посещаемое и любимое, как хорватами, так и иностранцами. Вообще гора хорошо обустроена. Есть тут и беседки, и эстрада в древнеримском стиле, и скамеечки для отдыха.

kompletion
30.07.2010, 23:13
298
Фото 20. Телегрин - смотровая площадка - видилица. Храм хорватского патриотизма.
299
Фото 21. Парк на вершине горы.

С западной стороны, прямо рядом со смотровой площадкой, замечаю какое-то странное место. Воображение тут же рисует мне остатки древнего святилища Мары.



300
Фото 22. Священное место прямо передо мной.

Кто-то тут камни разложил, своеобразно обустраивая естественную выемку на вершине горы. Возможно это остаток жерла вулкана. Гора ведь очень древний вулкан. Снимаю это удивительное место в разных ракурсах. Рассмотрел все большие камни подробно. Как обычно, показалось, что там есть древние символы.



301
Фото 23. Священное место, с видом на смотровую площадку.



302
Фото 24. А может здесь три – четыре тысячи лет назад был алтарь…?

kompletion
30.07.2010, 23:20
303
Фото 25. Камень удобный для всяких надписей.



304
Фото 26. Ещё камень.



305
Фото 27. И ещё камень.

Походил немного, осматривая место. Вроде остатки какого-то строения просматриваются. Ничего такого уж особенного и примечательного не обнаружил.



306
Фото 28. То ли стена раньше была, то ли какое-то строение небольшое.

С западной стороны смотровой площадки, небольшая лестница выходит на площадь, которая, окаймляемая двумя дорогами и образует стрелу, которую видно с птичьего полёта. А может это не стрела, а трилистник Мары – Дианы…?



307
Фото 29. Площадь с западной стороны смотровой площадки.

На краю этой площади, чуть пониже очередной смотровой площадки, замечаю какой-то бункер. Возможно, в древности здесь был какой-нибудь священный грот, впоследствии, переделанный в военный склад. Внутри просто пустое бетонное маленькое помещение.

kompletion
30.07.2010, 23:26
308
Фото 30. Грот – бункер.

Вообще на горе припрятаны несколько каких-то секретных военных объектов. Тщательно огорожены и замаскированы. На всякий случай снимать их не стал. Поснимал только заброшенные старые доты и обустроенные площадки для артиллерии. С горы можно контролировать весь сплитский залив с портом и проход между островами – основную местную морскую трассу.



309
Фото 31. Военные объекты.

Дальше тропинка продолжается по самому хребту и можно смотреть по обе стороны горы. Параллельно, чуть пониже, идёт обычная проезжая дорога. Тропинка и дорога выходят на место под названием – Седло. Там есть стоянка для машин и скамейки для отдыха. Вдоль горы небольшой подъём на третью вершину. Там какие-то антенны устроены.

Дальше дорога спускается вниз, к чистому и красивому пляжу, мимо очень живописного христианского храма и скитов, обустроенных в скалах.



310
Фото 32. Живописный храм св. Иеронима.



311
Фото 33. Эрмитаж. Храм в скалах.


312
Фото 34. Чистый пляж.

Вдоль пляжа, по обычной дороге, возвращаюсь домой. Каких-то пять часов путешествия, а сколько необыкновенных впечатлений. Жалко, конечно, что не нашлось ничего сверхъестественного. Но, вот то, что напитался священной и чистой энергий, это совершенно точно. Энергией прозрачного воздуха, насыщенного необыкновенными ароматами хвои и цветущей лаванды, энергией прекрасных пейзажей и удивительной гармонии всех исторических сооружений и памятников. Надеюсь, что какая-то частичка этих энергий передастся и вам дорогой читатель. Будьте здоровы и счастливы! Надеюсь, нас ждут ещё многие удивительные путешествия.

СЛАУ
28.09.2010, 18:30
Когда-то я придумала и даже немного пыталась записать историю про Мори - одну девушку, которой несколько раз в жизни пришлось менять имя, но все имена которой (Морейа, Майорина и тэ дэ) имели одну сокращённую форму (Мори). Интересно, это не твой любимый архетип Мары на меня повлиял?)) - очень уж имена Мара и Мори похожи.

kompletion
29.09.2010, 11:44
СЛАУ,
Спасибо за отклик! Я не сказал бы что Мару люблю :) Это образ божества подземности, смерти. Мне больше Мокошь нравится, которая нити судьбы плетёт. Если о женских ипостасях говорить. Ещё мне "птичьи" божества близки - Сирин, Гамаюн и т.д.

СЛАУ
29.09.2010, 13:29
СЛАУ,
Ещё мне "птичьи" божества близки - Сирин, Гамаюн и т.д.Но, наверное, не такие как Птица Счастья из фильма "Садко":

http://s08.radikal.ru/i181/1009/d8/e3bfc32dbb60.jpg

Это была тоже не очень хорошая особа)) не очень хорошая птичка))

Добавлено через 3 минуты
Скорее что-то вроде этих двух красавиц:

http://s59.radikal.ru/i166/1001/ed/51dd93f449e0.jpg

kompletion
29.09.2010, 16:21
СЛАУ,
Немного вульгарно изобразили, но где-то так... А для тебя есть какие-то святые образы?

СЛАУ
29.09.2010, 18:02
СЛАУ,
А для тебя есть какие-то святые образы?
http://s42.radikal.ru/i096/1009/bb/dd60607531aa.jpg

http://s53.radikal.ru/i139/1009/ed/83740ed28848.jpg

http://i029.radikal.ru/1009/a8/4510c5ecb0cc.jpg

http://s48.radikal.ru/i119/1009/38/b67bc9d2e7d8.jpg

Эмми Нётер, Дэвид Гильберт, Софья Ковалевская, Леонард Эйлер - например.
Аналогов в древних мифах не знаю. Наверное, таких аналогов и не существует.

kompletion
29.09.2010, 23:54
Софа хорошенькая... А что для тебя архетипический образ и фотки реальных учёных - одно и то же? Хотя, я вот и сам ввёл Высоцкого В. С. в ранг пророков и святых... Поэтому могу и тебя понять... :):roza:

СЛАУ
30.09.2010, 15:52
Софа хорошенькая... А что для тебя архетипический образ и фотки реальных учёных - одно и то же? Хотя, я вот и сам ввёл Высоцкого В. С. в ранг пророков и святых... Поэтому могу и тебя понять... :):roza:Ну, я отвечала на твой вопрос буквально. Ты же спросил, есть ли какие-то святые для меня образы. Я и ответила: есть. Образы вот этих вот людей святы для меня. При этом разницу между архетипами и реальными людьми я понять пока ещё в состоянии) Как и то, что в целом в теме мы говорили о божествах и архетипах и ответ, возможно, ожидался именно в этом ключе.

Для того, чтобы ответить об архетипах, мне нужен список архетипов. В Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BF_(%D0%BF %D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1%8F)
названы только основные архетипы, а среди них нет особо интересных для меня. Но я-таки продолжаю думать, что и среди всех образов древних мифов не найдётся очень близких мне. Я считаю, что список архетипов пора расширить за счёт сравнительно современных, потому что жизнь человеческая слишком сильно изменилась древних времён (а также со времён Юнга). И, конечно, тогда придётся расширить понятие архетипа, сняв ограничение "архетип является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т.п."

Ну, если рассматривать какие-то древние образы, то мне сравнительно близок образ Демиурга, но - примерно таким, каким он описан в "Отягощённых злом" Стругацких. Он там так же Ткач, Кузнец и прочее. Созидатель. Тот, кто что-то творит сам, своим умом и, возможно, руками, но не обязательно что-либо материальное. Доказать частный случай теоремы) - это тоже сделать что-то самому.

kompletion
30.09.2010, 20:14
СЛАУ,
Да, всё понятно. Я только хочу заметить, что в нас архетип может не проявляться персонифицированно в виде какого-то мифического персонажа, а быть в распределённом, встроенном состоянии. Он проявляется в наших реакциях, предпочтениях, страхах и т.д. В подсознании сидит так сказать. Мне думается список архетипов нельзя расширить искусственно, по желанию. Они наслаиваются в подсознании естественным образом из социума при изначальном формировании сознания, в младенчестве с "молоком матери".

СЛАУ
30.09.2010, 20:58
СЛАУ,
Да, всё понятно. Я только хочу заметить, что в нас архетип может не проявляться персонифицированно в виде какого-то мифического персонажа, а быть в распределённом, встроенном состоянии. Он проявляется в наших реакциях, предпочтениях, страхах и т.д. В подсознании сидит так сказать. Мне думается список архетипов нельзя расширить искусственно, по желанию. Они наслаиваются в подсознании естественным образом из социума при изначальном формировании сознания, в младенчестве с "молоком матери".Почему искусственно? Я думаю, что новые архетипы уже существуют в коллективном бессознательном или где там они должны существовать. Их нужно только описать.

kompletion
30.09.2010, 21:05
Сходил, почитал что пишут хорватские специалисты по древне славянской мифологии. У них информации, как обычно оказалось побольше, чем в русскоязычной среде. Меньше сказочности и надуманности. Вкратце хочу сказать, что они связывают появление этого образа с началом последнего оледенения. В русском языке эта связь прослеживается через название морена, та что в горах. Текущий ледник. Опасная, страшная вещь. Кто был в высоких горах, знает что это такое. Мы можем видеть отголоски этого образа в сказке "Снежная королева" Там представлены все её атребуты. Также представлена её связь с молодыми парнями и девушками. Этот образ дополняется нашей снегурочкой. И ещё нашей Бабой Ягой. Хорваты связывают с Марой и этот образ, который присутствует и у южных славян конечно. (Баба Руга, Баба Яга, Баба Зима - все её южно-славянские имена) Также хорваты связывают образ Мары с Макошью, они пишут, что Макошь (или Мокошь) это восточно славянский вариант Мары, с чем можно и поспорить конечно. Сохранились у хорват и описания ритуальных действий, связанных с Марой. Достаточно много и они разнообразны. Надо сказать, что хорватские учёные с успехом развивают метод, основанный русскими учёными Ивановым и Топоровым - восстановление древних обрядовых текстов и ритуальных сюжетов по обломкам сохранившимся в культурах разных славянских народов. Я думаю, что Мара это календарный, циклический образ, появляющийся с первым снегом в виде Снегурочки (ритуал - создание женских образов из снега) далее превращающийся в коварную сильную "Снежную королеву" и заканчивающую свой путь старой бабкой, которую сжигают весной в виде женского чучела из соломы.

Добавлено через 5 минут
Я думаю, что новые архетипы уже существуют в коллективном бессознательном или где там они должны существовать. Их нужно только описать.
Конечно архетипы формируются постоянно, но зреют и усваиваиваются долго, как мне думается. Должно какое-то время пройти, чтобы они окончательно сформировались. Хотя сейчас все эти процессы ускоряются в тысячи раз... Время спрессовывается. Тут свою собственную мысль пока ухватишь и опишешь запаришься, а уж мысль социума...., вообще не знаю под силу ли это человекам вообще. :)